Головна » 2018 » Січень » 26 » Начальная школа США
11:58 AM
Начальная школа США

Начальная школа США

Значительная часть американских педагогов и родителей связывает перспективы развития началь­ной школы с распространением альтернативного образования, для которого характерен отказ от рутины и стандартизации, углубление содержатель­ного и методического многообразия, смелое внед­рение педагогических новаций, ориентированных как на самореализацию активной, творческой личности, так и на сотрудничество с другими людьми.

Бурное развитие альтернативного образования началось в США с середины 80-х годов как реакция на негативные проявления школьной реформы «за возврат к базовым дисциплинам». Таковыми яви­лись перенесенные на школу методы и средства обучения, характерные для высших областей науч­ного знания. Это проявилось в чрезмерной усложненности программ, завышенном уровне тео­ретической направленности обучения, увеличении числа уроков, контрольных работ, домашних заданий, ужесточении дисциплины. Стремление следовать в начальной школе принципам и ме­тодам, характерным для средней школы и коллед­жей, вызвало недовольство многих родителей и психологов, которые стали замечать у детей уста­лость от школы, нежелание учиться, потерю веры в свои силы.

Для преодоления этих недостатков и стали создаваться альтернативные школы, цель которых состояла в том, чтобы развивать новую, более свободную форму образования, чем та, которую дети получали в обычной школе, поощрять не­зависимость и самостоятельность детей и педаго­гов. Главная особенность альтернативных школ заключается в том, что в них используется нетрадиционная методика обучения и воспитания, в которой акцент делается на гуманные отно­шения между учителями и детьми, между самими учащимися, на развитие индивидуальных способно­стей и творческих потенций каждого ученика.

В альтернативной начальной школе, рассчитан­ной на всех детей, ученики в течение 4—6 лет полу­чают в целом одинаковое начальное образование. Помимо основных предметов, подлежащих обяза­тельному изучению, в программу этих школ вводят­ся дополнительные дисциплины, которые обычно изучаются в средней школе. Это — история, геогра­фия, иностранные языки, естественные и точные науки, элементы домашней экономики. В некото­рых альтернативных классах также осуществляет­ся первичная дифференциация обучения по интере­сам и склонностям, но эта тенденция достигает своего полного расцвета уже в альтернативной средней школе.

Хотя содержание обучения, может соотноситься с учебными дисциплинами, изучаемыми в формаль­ной системе образования, подход в альтернатив­ной школе к учебному процессу иной. В основе альтернативного образования лежит развитие по­знавательной активности ребенка и удовлетворение потребностей учащихся в получении знаний, необходимых им в повседневной жизни. Исходя из этого формулируется цель альтернативного образования — предоставить учащимся дополни­тельные возможности для самореализации в жизни, получения навыков социального общения, овладе­ния знаниями без затраты лишнего времени на заучивание ненужного материала.

Обучение в альтернативной начальной школе основывается на двух принципах: учеба для ребен­ка — это игра в творчество; учеба должна достав­лять радость открытия. Американские педагоги-альтернативисты исходят из того, что пребыва­ние в школе должно приносить ребенку удовольст­вие, новые яркие впечатления, стимулировать творческую активность. Лишь в этом случае у него появляется чувство уверенности в себе и заклады­вается положительное отношение к учебе в бу­дущем.

Для развития и совершенствования индивиду­альной одаренности каждого ребенка вводятся занятия скульптурой и лепкой, художественное вязание и плетение, интенсивный курс игры на фортепиано, сочинение коротких рассказов, инсце­нировка исторических сюжетов и пр. Учебный процесс строится преимущественно на эмпириче­ской подаче материала, знания усваиваются детьми через призму собственного опыта. Наиболее часто встречающиеся формы обучения — беседы, дискуссии, практические занятия (в том числе и вне стен школы), развивающие игры, приготовле­ние письменных домашних заданий с акцентом на индивидуальное творчество. В альтернативных школах широко используются парные и групповые формы обучения, особое внимание уделяется созда­нию доброжелательной атмосферы на уроках.

Чтобы четче понять, углубиться в суть альтернативной начальной школы нужно посмотреть на урок, как дети, учитель ведет себя на этом уроке.

Ученики приходят в класс к 8.25 и с помощью педагога планируют свой день. Учитель записывает на доске имя каждого ученика и название предмета, ко­торым ему предстоит заниматься в этот день. Второй предмет дети выбирают сами из 15 видов деятельности, обозначенных словами и рисунками. Первый урок — общий для всех. Это заполнение «ежедневного журнала», который должны вести все дети, даже те, которые еще не умеет читать и писать. Здесь учитель применяет метод посте­пенного обучения письму с учетом индивидуаль­ных особенностей темперамента, уровня развития каждого ребенка. В начале обучения дети просто рисуют картинки, а учитель записывает к ним комментарий, затем рисунки сочетаются с письмен­ным текстом, который каждый ребенок составляет с помощью учителя. Рисунки и записи ведутся на отдельных листах, а к концу года они сшиваются в специальную книжечку, которая наглядно пока­зывает путь овладения ребенком грамотным письмом.- Практика показывает, что дети очень гордятся подобным авторством и в дальнейшем стремятся к самостоятельности в любом виде деятельности. Второй урок — время индивидуальных или груп­повых занятий. Дети, сидя на ковре, за столом, на партах заняты своими делами индивидуально или вместе с товарищами. Некоторые выполняют вместе математические задания, другие рисуют, третьи занимаются с раздаточным материалом в виде таблиц, кубиков, ярких полосок и т. д. Учитель ходит по классу, дает задания, проверяет их выполнение, занимается с каждым ребенком индивидуально, объясняет все: от правильного написания и чтения слов до грамматических правил.

Затем в школе наступает время обеда и отдыха на свежем воздухе. Вторая половина дня проходит так же, как и первая. Учитель проверяет задания и разбирает ошибки отдельно с каждым ребенком, ободряет его и, в случае необходимости, дает домашнее задание; оценивает успехи ученика и предлагает нарисовать напротив расписания про­шедшего дня веселое или грустное личико [31, 67].

Альтернативные школы лишены строгой учебной и административной регламентации сверху, не имеют стабильных учебных планов, программ и учебников, работают без выставления общеприня­тых отметок, второгодничества и отчисления за неуспеваемость. Ученики некоторых классов, на­пример, в конце каждой недели приносят домой комплекты письменных работ по всем предметам с оценками и подписью ученика, свидетельствую­щей о его согласии с ними, а родители подпи­сывают листки успеваемости.

Отличительной чертой воспитательного процесса в начальной альтернативной школе является тесное взаимодействие учителей и родителей. Учебно-вос­питательный процесс строится на анализе повседневной жизни ребенка в семье и классе, изучении психологического климата в его окружении.

Например, проблема взаимоотношения ребенка и его семьи решается с помощью системы заданий. На первой стадии учитель ставит перед ребенком задачу определить, чем занимается дома каждый член его семьи; на второй — ребенок сам опреде­ляет для себя домашние дела в помощь близким; на третьей — оценивает успешность выполнения каждым членом семьи его обязанностей. Решая эту задачу, ребенок начинает лучше понимать распределение ролей дома, по-новому видит близ­ких ему людей, открывая тем самым новые для себя связи, постепенно начинает сам входить в разнообразные взаимоотношения в семье, пра­вильно их оценивать.

После прохождения ребенком этих трех стадий идет оценка того, чему он научился: со стороны учителя, со стороны семьи, оценка ребенком само­го себя. Одновременно воспитатели предлагают детям тесты на выбор тех коммуникативных качеств, которые необходимо развивать в процессе общения. Это тесты по трем категориям: по­слушность, независимость, взаимодействие. С их помощью определяются стили взаимодействия ре­бенка с родителями, учителями, сверстниками; выявляются те, которые имеют место на практике, и те, которые предпочитают педагоги и родители. Основываясь на всех полученных данных, учитель корректирует развитие личности ребенка, помога­ет ему сформировать отношения, убеждения и ценности, анализирует первичное поведение инди­вида, организует систему стимулирования и по­ощрения.

Педагогические коллективы альтернативных школ работают с родителями учащихся на равных для всех правах. Большинство альтерна­тивных школ — частные. Родители платят за обу­чение детей в зависимости от доходов семьи. В бюджет школы поступают также пожертвова­ния от фирм и частных лиц, часть денег зараба­тывают сами учащиеся, продавая свои поделки на ярмарках, рождественских и иных праздниках. Альтернативные школы привлекают большинство родителей к активному участию в их деятельности прежде всего благоприятной атмосферой воспита­ния, эстетической, трудовой и нравственной на­правленностью учебного процесса. Нередко роди­тели не только финансируют школу, где учатся их дети, но и принимают активное участие во внеклассных мероприятиях, а иногда даже являют­ся участниками учебного процесса. На перемене или даже на уроке в некоторых школах родители помогают детям справиться с трудностями (при­чем, как правило, не своему ребенку, а его одно­классникам) .

Как и обычные, альтернативные школы в США имеют хорошую материальную базу. В каждой школе есть просторный физкультурный зал с кондиционерами, дисплейные классы, мастерские, хорошо оборудованные кухни. Классы в альтерна­тивных школах большого размера, в них есть под­ходящее место для любого вида деятельности, коллективных и индивидуальных занятий.

В США существует много типов начальных альтернативных школ. Вот некоторые из них.

1. Свободные или открытые школы.

Так в американской педагогической литературе называется большинство альтернативных школ. Термин «открытые» школы вытекает из философ­ской концепции «открытые для себя, для людей и мира, а также для опыта». Они невелики по размерам — не более 30 учеников, с которыми работают не менее двух учителей. Основным прин­ципом их деятельности является дифференциро­ванное и индивидуализированное обучение. Школы предоставляют учителям, ученикам и родителям свободу в использовании собственного опыта. Циклы дополнительных предметов и методику обу­чения выбирают учителя и родительский комитет. Термин «свободные» означает, что любой гражда­нин может записать своего ребенка в эти школы или воспользоваться их услугами. Клиентура «сво­бодных» школ может быть как богатой, так и бедной. Во втором случае родители, как правило, помогают школе в качестве помощников учителя или выполняют работу обслуживающего персонала.

Вот как описывает одну из типичных альтер­нативных школ Т. С. Комарова. «Расположена она в одноэтажном здании, устроенном внутри так, что для классов и физкультурного зала выделена середина здания. Вокруг них по всему периметру здания проходит довольно широкий коридор, используемый для бега во время занятий физкультурой. Классы друг от друга отделены невысокими шкафами для книг и пособий. В клас­сах столы трапециевидной формы. Для занятий в день нашего посещения они были составлены в разных классах по-разному: в несколько го­ризонтальных рядов, по два в шестигранники, по несколько столов, образуя что-то вроде круг­лого стола. Разнообразие шкафов, расстановки столов, оформление классов создавало живую непринужденную картину, лишенную стандарта и скуки. Также были выделены зоны для отдыха учащихся, где установлены телевизор, магнито­фоны, разнообразная мебель. Дети могут собраться в этих зонах, послушать музыку, поговорить. На вопрос, не мешает ли такая обстановка занятиям, учителя ответили отрицательно».

2. Школы внутри школы.

Это альтернативные мини-школы, которые формируются как классы внутри традиционных частных или государственных школ и в отличие от школ 1 типа не имеют собственного помеще­ния. Они возникают там, где небольшое число учащихся и учителей объединяются в класс, в котором используют нетрадиционные методы обу­чения. Они специализируются на определенной теме (например, экологии) или реализуют свои собственные идеи. Программа может быть рас­считана на целый день занятий или только на его часть. В последнем случае оставшееся время дня дети могут посвящать обучению в тради­ционной школе или проводить дома.

3. Домашнее альтернативное воспитание.

Некоторые родители не доверяют обучение детей младшего школьного возраста школе, пред­почитая обучать их дома. Иногда эти родители объединяются, приглашают к себе домой препо­давателей из государственных школ. Учителя за­нимаются с небольшим числом детей по програм­ме, приближенной к стандартному обучению. В домашних альтернативных школах используется неформальный подход к методике обучения, поощряется разнообразие учебных материалов и стилей, приветствуется индивидуальный выбор предметов по интересам.

4. Общинные многонациональные школы.

Эти школы объединяют учеников различных этнических и расовых групп. Учитывая разный культурный и образовательный уровень детей, они предлагают иные, по сравнению с государст­венными школами, программы, такие, как двуязыч­ное обучение или обучение навыкам повседневной жизни в Америке (для детей вновь прибывших иммигрантов). Осознание этнических и расовых особенностей находится в центре внимания этих школ. Они, как правило, расположены в тех штатах, где особенно пестрый этнический состав населения. Эти школы основаны на идее культурного плю­рализма и на необходимости осознать различное культурное происхождение и вклад народов в социальную и культурную жизнь страны.

Следует особо отметить, что между официальной и альтернативной школами существует и некий средний тип. Для него характерно восприятие методов и принципов обучения альтернативной и официальной школы, их синтез. В этих «середин­ных» типах школ учителя получают право свобод­ного выбора форм обучения. Здесь нет единого учебного плана, педагогам дана возможность ра­ботать по программам, составленным из групп обязательных и необязательных предметов, кото­рые они сочетают в различных комбинациях.

Главная особенность альтернативной начальной школы — в обеспечении условий для интеллекту­ального, личностного и социального развития сво­их учащихся. Отсюда — постоянный методический поиск и методическое новаторство. При этом альтернативное обучение в наибольшей степени учитывает психологические особенности детей младшего школьного возраста.

Как известно, дети этой возрастной группы отличаются особенностями мышления. Шестилет­ним детям свойственно конкретное мышление, и им требуется осязать предметы. Они легче могут постигнуть, например, сложение и вычита­ние, если будут держать в руках предметы, которые считают, а не смотреть на цифры, написанные на доске. Поэтому ведущим компонентом нетра­диционного подхода к обучению является акцент на предметную деятельность. Для этого школы оборудованы соответствующими наглядными посо­биями, занятия часто проводятся на открытом воздухе, поощряются экскурсии. Администрация одной из школ обратилась к властям с просьбой предоставить школе автобус на время проведения урока по изучению правил дорожного движения. Ученики с помощью учительницы и водителя наглядно ознакомились и с правилами движения, и с устройством машины. Затем на уроке дети рисовали светофор, моделировали уличное движе­ние на специальном стенде, конструировали модель автобуса, обсуждали сведения, приобретенные во время экскурсии по городу.

В альтернативных классах особенно распро­странены такие формы работы, как свободная дискуссия, деловая игра, моделирование ситуаций, в ходе которых дети учатся рассуждать и форму­лировать свои мысли. Как правило, эти дискуссии затрагивают ряд тем учебного цикла, актуализируя межпредметные связи. Открывая такую дискуссию, требующую практического применения знаний по истории, географии и культуре поведения, учитель­ница сообщает ученикам о том, что одежда, манеры, поведение человека свидетельствуют о том, откуда он родом.

Исходя из того, что в младшем школьном возрасте для детей особенно важным является процесс общения, педагоги-альтернативисты на­стаивают на том, чтобы дети как можно больше занимались группами, приобретая тем самым на­выки коллективной деятельности, сотрудничества, сопереживания, соучастия. Учитывая неравномер­ность развития детей этого возраста (шестилет­ний ребенок, который вчера еще был отстающим, завтра может обогнать в развитии своих сверстни­ков, если ему помочь в этом на основе совре­менной методики обучения), педагоги-альтернати­висты считают целесообразным организовывать разновозрастные классы, в которых дети постарше могли бы помогать в работе младшим, а более способные дети — менее способным. Поэтому в альтернативных начальных школах часто можно увидеть классы, в которых обучаются дети 5—

8 лет совместно. В этих разновозрастных классах обычно царит дух дружелюбия, сотрудничества, взаимопомощи.

В то же время сохраняется характерная черта американской педагогики — поощрение ин­дивидуальной деятельности детей, их личных успехов, стремления выделиться. Однако в совре­менной альтернативной педагогике акцент делается на примирении индивидуалистической ориентации в воспитании ребенка с групповыми и общест­венными интересами, ценностями и нормами, которые ему необходимо усвоить, чтобы стать полноправным членом общества. Иными словами, сторонники альтернативных методов в педагогике полагают, что молодой американец с детских лет должен не только обладать способностями к яр­кому самораскрытию и преодолению внутренних конфликтов, но и сочетать это с интересом к общественным заботам, способствующим воспита­нию чувства патриотизма.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что все более и более в США значимую роль играют именно альтернативная начальная школа. Американская педагогика не стоит на месте она ищет альтернативные пути, пути решения многих проблем. Альтернативная начальная школа справляется с такими проблемами. Но если говорить, сравнивать с Россией, то альтернативная школа может существовать у нас, с большими «,но!». Но не надо забывать о менталитете двух народов, что подходит американскому ребенку, не подойдет  русскому ребенку. Жизнь в нашей стране остается на низком уровне, а так как значительная часть альтернативных школ – это платные школы, то говорить о создании таких школ у нас рано. Безусловно, в этих школах много положительного, новые методики, новые подходя в обучении. Перенимать положительный опыт необходимо, интересоваться педагогам новыми идеями – это, значит, повышать свой профессионализм.

Джерелоhttp://zhmurko.ucoz.ua/publ/pedagogika/nachalnaja_shkola_ssha/30-1-0-517

Переглядів: 352 | Додав: svetlanazach2018 | Теги: Начальная школа США | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
avatar